Оцените отзыв
"Восхождение Героя Щита" - показательный пример того, что представляет из себя поджанр "попаданство" (или "исекай") в своём нынешнем состоянии и какой потенциал могла бы иметь каждая подобная история, если бы авторы, взявшие данный повествовательный приём на вооружение, имели хоть каплю таланта или хотя бы желания рассказать хорошую историю.
Для начала, справедливости ради, стоит сказать, что все основные проблемы произведения пришли прямиком из первоисточника. Или, если быть точнее, проблемы были вызваны первоисточником.
Очень часто сценарная работа в аниме-экранизации ранобэ представляет собой лавирование в море графомании, где творческой работы почти нет, а та, что осталась - целиком и полностью состоит из урезания и коверканья и без того не особо хорошего сюжета в угоду хронометражу, бюджету, цензуре и т. д.
В случае "Щита", если верить читавшим ранобэ, порезано было много и с особым смаком в процессе. [О том, является ли само ранобэ результатом приступа графомании, пусть судят его читатели. Хотя, по моему мнению, так и есть, хоть и читал я, от силы, четыре тома]
Но эта рецензия - критика отдельного произведения, со всеми её проблемами и преимуществами, в отрыве от первоисточника, так что сосредоточится стоит исключительно на самом сериале.
О сюжете в целом говорить особого смысла нет, ибо основная проблема не в нём самом, а в его реализации. Даже такая простая концепция, как "попадание героя в другой мир, где он должен остановить условный конец света", а также применённые в сериале сюжетные приёмы и ходы имеют место быть и даже способны вызвать интерес при правильном подходе. Но, увы, правильный подход в этом аниме не был применён.
"Попаданство" как повествовательный элемент в "Щите" было использовано довольно криво. Оно, само по себе, имеет некоторый смысл, потому что позволяет через героя, попавшего в другую реальность, познакомить зрителя с правилами незнакомого мира. Но проблема в том, что попаданство просто обязано сопровождаться эмоциональной реакцией героя на подобные экстраординарные события и иметь следствием адаптацию героя под изменившиеся условия. В "Щите" же с этим возникли сложности.
Главный герой - единственный из четверых Героев, который испытывает хоть какие-то более менее правдоподобные чувства по поводу перемещения. Остальные же, судя по отсутствию должной для такой ситуации реакции, гоняют по другим Вселенным чуть ли не каждое лето (даже сами персонажи находят это странным: 4:30 минута первой серии - ГГ замечает, что другие Герои слишком спокойно восприняли попадание в другой мир).
Да и сам главный герой на удивление быстро свыкся со своим положением. Уже на тринадцатой минуте первой серии он перестал беспокоится о своём положении и упомянул о нём только во время "предательства". И в дальнейшем лишь изредка вспоминал, что когда-нибудь вернётся домой. Никаких тебе воспоминаний о родственниках и близких, страхе перед неизведанным и т. п.
"Попаданство" как явление в искусстве неразрывно связано с миром произведения. Часто (боюсь, что даже в подавляющем большинстве случаев) в данном поджанре миры прописано просто отвратительно, представляя собой сплошной фарс и смахивая на полузабытый эротический сон бездарного писаки.
"Щит", во многом, именно об этом - тупые, до тошноты нереалистичные правила Вселенной могут вызвать головную боль, если начать думать над их сутью.
В первую очередь, речь идёт о РПГ-системе, поставленную во главу угла. Стоит ли объяснять, что нужно очень постараться, чтобы придумать ещё более глупый и ленивый сюжетный костыль? С ней связана нереалистичность сеттинга (с "опытом", "уровнями", "прокачкой", "навыками", "классами", "интерфейсом" и т. п.), убивающая на корню веру в правдоподобность событий, в действия героев и рост их умений, а значит - и в эмоциональный отклик на них.
Беда "нереалистичности" коснулась всего, от Волн, являющихся здесь главных событием, но непонятно как работающим, до технологического прогресса (с магическими шарами-видеоредакторами).
Хотя здесь можно поспорить, ибо на вкус и цвет: кому-то нравится реалистичность, кому-то сойдут и такие костыли. Я убеждён, что не будь в "Щите" ММО-чепухи, аниме бы только выиграло.
[Прослеживаю явные признаки метастаз от раковой опухоли под названием "Sword Art Online" (хотя даже там не додумались выкрикивать название навыков и заклинаний). О качестве самого САО можно долго дискутировать, но нельзя отрицать его влияние на будущее поделки ранобистов и мангак, по моему мнению - пагубном]
С персонажами дела обстоят довольно неоднозначно. В основном в произведении представлены статисты, не представляющих из себя ничего, кроме болванчиков, выдающих задание и стоящих на фоне в роли мебели. Заслуживающих внимания персонажей - всего ничего.
Наофуми
Арка его развития как главного героя - одна из центральных в сериале. Её суть заключается в том самом "восхождении" от неудачника, преданного и гонимого, до Героя Щита, сильного лидера, обретшего доверие к людям и способного защитить то, что ему дорого. Проблема лишь в том, что само "восхождение" пестрит неровностями и шероховатостями, шуршит, как картон, а на вкус сладко-приторное.
Развитие героя откровенно слабое и не дожатое до нужного предела. Я при просмотре просто напросто не верил в его гнев, отчаяние и страдания, потому что им не уделено должного внимания.
Пример: 4 серия. В момент эмоционального накала, когда Наофуми опять посчитал себя брошенным и униженным, он произнёс довольно сильную фразу "Пусть этот мир погибнет", которая по идее, должна вызвать долгоиграющие и глубокие последствия для характера и поведения героя. Но, кроме сиюминутных эмоций, не вызывает ничего - его отношение и поведение остаётся всё таким же, как и было до того - "не мягким" (даже жёсткостью это не назвать), но не более. Кроме того, что это очевидный недосмотр сценаристов (или автора), я связываю этот прокол ещё и с последующей сценой с Рафталией, довольно душевной, но перекрывающей собой важный момент, необходимый для понимания эмоциональной изломанности Наофуми.
Рафталия
Её взаимодействие с Наофуми - одна из лучших сторон сериала. Отчасти, можно поверить в их связь, некоторые эпизоды это чётко и хорошо показывают. Но лишь отчасти - опять же, линия их взаимодействия довольно скомкана из-за, видимо, ограничения по времени. Но хотя бы что-то.
Но некоторые моменты в её арках меня смущают. Например, она довольно долго медлила, чтобы придти на помощь к своей, якобы, подруге оставшаяся в лапах работорговца, как будто и не собиралась этого делать. Или её конфликт с Фиро в 6 серии, взявшийся из ниоткуда и закончившийся ничем.
Вообще, можно сказать, что одними из лучших эпизодов аниме являются, как не удивительно, слайд-шоу из статичных кадров, призванных кратко перечислить события (например, путешествие в 9 серии), но каким-то образом умудряющихся показать одними лишь картинами связь между Наофуми и компаньонами и передать нужную атмосферу.
Анимация - местами приятная, иногда плавная, но далеко не "топовая". Скорее такая, какая и должна быть в среднестатистических аниме.
Музыка - не представляет из себя ничего особенного, но звук более менее вписывается в повествование.
В общем и целом, можно сказать, что история имела потенциал быть чем-то интересным, запоминающимся, несущим в себе идею и смысл. Но в итоге, очередной Икар снова разбился о скалы писательского и сценарного мастерства.
Хорошо, что "Щит" замахнулся на некую серьёзность и имел претензию на нечто большее, чем дешёвая комедия на пару вечеров, но одними претензиями хорошую историю не написать.
В заключении хотелось бы потренировать редакторские навыки и представить, что можно было бы исправить в "Восхождении Героя Щита", чтобы в моём собственном понимании, оно стало достойным произведением. По минимуму:
Дата публикации: 29.06.19